Наш Казанский Рыболовный сайт

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.24, 05:40
Приветствую Вас Гость | RSS
[ 0 Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: niaz  
Форум » Непознанное рядом » Тайна стоит жизни » Наша история. Ходы под г. Волжский, о. Свияжск ... (Наследие прошлого)
Наша история. Ходы под г. Волжский, о. Свияжск ...
Igor_116Дата: Понедельник, 04.05.09, 17:59 | Сообщение # 1
Супер Рыболов
Группа: Пользователи
Сообщений: 2384
Статус: на рыбалке

Добавлено (04.05.09, 17:58)
---------------------------------------------
Располагался монастырь на месте современных «старых кварталов», а под ним существовала целая система подземных ходов (некоторые из них сохранились и по сей день!).
Наткнулись на подземелья строители рождающегося Волжского. Было это в 1961-1963 годах.
Первый подземный ход был обнаружен в 39-м квартале. Строители вызвали архитектора, но толком расследование не было произведено. На дворе была пятилетка, и, видно, никто не хотел подробно разбираться в том, что могло притормозить стройку.
Главные ходы в подземелье были найдены неподалеку от бывшего здания земской школы, там находились наземные подворья монастыря. Говорят, что длина некоторых подземных катакомб достигает тридцати километров, один из них тянулся до села Заплавное.

Добавлено (04.05.09, 17:59)
---------------------------------------------
Лукьяныч – гений плагиата

По некоторым сведениям, на территории монастыря даже плескалось озеро, но с арестом старца, основателя монастыря, озеро ушло под землю…
Старец Лукьяныч веры был старообрядческой. Пришлый человек для Безродного. Деньги у него водились. По некоторым сведениям, сбежал этот старец из Киево-Печерской лавры, прихватив с собой общинные деньги. В Безродном он познакомился с некоей вдовушкой, которая пригрела дома несколько монашек, и сообща «сколотил» себе общину. Амбиции у него были большие, и спустя некоторое время поднял он своих приверженцев до статуса монастыря, правда, православного.
После того, как монастырь получил официальный статус, решил Лукьяныч укрепить свое детище, придать ему мощи. По образцу Киево-Печерской лавры старец стал рыть подземные подворья. Делал он это из корыстных целей. По православию, сохранившиеся мощи – знак некой святости, а обращенные в прах – соответственно наоборот. Киево-Печерская лавра знаменита тем, что в недрах «боговых печор» сокрыты огромные захоронения. Природная особенность «печер» заключается в том, что тела там мумифицируются и не подвержены распаду. Монахи сначала хоронили там только свою братию, но затем, поняв выгоду, стали разрешать захоронения и простому люду. Вернее, тем, кто мог заплатить за «удовольствие быть погребенным в таком месте». Лукьяныч знал об этом непонаслышке, о чем свидетельствует схема самих ходов, которые повторяют до малейших подробностей карту – схему Киево-Печерских подземелий.


Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
Иоганн Вольфганг Гете.
 
РусалкаДата: Понедельник, 04.05.09, 23:01 | Сообщение # 2
Супер Рыболов
Группа: Проверенные
Сообщений: 2494
Статус: на рыбалке
 
niazДата: Вторник, 05.05.09, 20:51 | Сообщение # 3
Супер Рыболов
Группа: Администраторы
Сообщений: 37823
Статус: на рыбалке
Макарьевский онастырь! Свияга, Веденковская Слобода!
таинственное и загадочное место!
В прямой видимости остров Свияжск!!!



Чудес не бывает: из одной мухи можно сделать только одного слона.




Завершил строительство: Офисный Центр "Капитал"
 
niazДата: Вторник, 05.05.09, 20:54 | Сообщение # 4
Супер Рыболов
Группа: Администраторы
Сообщений: 37823
Статус: на рыбалке

Остров Свияжск!
Эталон русского деревянного зодчества, был построен как форпост русской рати Ивана Грозного!

Крепость на горе Круглой

В 1550 году после неудавшегося похода на Казань Иван IV остановился с войском на отдых в устье Свияги. Царь пришел к убеждению, что без прочной опорной базы близ ханской столицы Казань ему не взять. Он искал подходящее место, ''дабы учинить тесноту казанской земле". Придворные советники похвалили мысль, а татарские князья, сторонники Москвы во главе с Шах-Али, указали на Круглую гору, поросшую лесом. Так гласит Никоновская летопись.

Круглая гора — древняя стоянка времен язычества. Уже тогда, когда на ней существовала крепость, в ее окрест­ностях находили даже кости мамонта.

Свияжск был основан в 1551 году. Чертежи укреплений составил выдающийся инженер того времени дьяк Выродков. Он же срубил стены города и церковь в лесах Угличского уезда в вотчине князей Ушатых. Заготовленный материал сплавили со вскрытием Волги и в течение трех недель возвели крепость. При сборке стен заготовок оказалось недостаточно и в дело пошла местная древесина, что росла на холме.

Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стаж именовать: "Новый город Свияжский". Этот топоним держался много лет. Наконец закрепилось — Свияжск, от реки Свияги.

Князь Курбский, участник казанского похода, называет Иван-город богатым и изобильным. "Мы вошли туда яко в свой дом от долгого и зело нужного пути, понеже привезено нам множество от домов наших Волгою, не мало каждому в великих голиях (ладьях) запасу; там же и купцов бесчисленное множество с различными живностями и со многими товары, иде же бяше всего же достаток, чего бы душа восхотела, — точно нечистоты там купить не обрящешь".

Таким князь Курбский увидел город на холме летом 1552 года.

Иван Грозный во главе 150-тысячного войска, двигающегося на Казань, обозрел новый город тогда же и остал­ся весьма доволен. Был отслужен благодарственный молебен. Раскинув шатры на окрестных лугах, армия трое суток отдыхала, любовалась чудо-холмом и вкушала его плоды. Потом началась переправа через Волгу...

Круглая гора была обнесена стеной в 1200 сажен. В стене было устроено семь ворот: Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо-Можайские, Пятницкие, Жилецкие и Малые. Для тайных вылазок во время военных действий пробили в земле три тайника: два к реке Свияге и один к реке Щуке. В стенах распола­галось много башен и стрельниц. Некоторые носили особые названия: стрельница Кривая, Круглая, Грановитая, Коробо-ватая, башня Толмачевская.

Главными воротами считались Рождественские, расположенные с северо- восточной стороны главного въезда. Ими заведовал сам "боярин и большой воевода". На воротах была устроена караульня в пять окон, а поверх — стрельница. С внешней стороны над воротами висела икона Алексея Чудотворца. Источник указывает на существование в шротах двух тюрем и самобойных часов. В часах имелись два колокола, в один из которых звонили при смене стражи. На всех воротах висели образы определенных святых. Счет ворот начинался от Рождественских в сторону Свияги. Противоположными воротами на юго-западном конце холма были Николо-Можайские. Крепость располагала одиннадцатью полуторными пушками и двадцатью двумя фальконетами. В сторону Свияги и Щуки город имел самые мощные укрепления. Пушки, стоявшие в воротах, имели особые названия: "Змей", "Дракон", "граф Свистун" и другие. Самыми укрепленными воротами выглядели Рождественские с пушкой "Девкина голова"5.

Охрану крепости несли дети боярские, старые и новые жильцы. Выставлялись стрельцы с ручными пищалями, в воротах дежурили 16 пушкарей (воротников).

В гарнизоне насчитывалось 417 стрельцов, стрелецкий голова, 4 сотника, 4 пятидесятника, десятник, 20 пуш­карей, 21 дрябя (польские наемники).

Среди стрельцов и пушкарей, особенно последних, числилось много иностранных наемников из немцев и поляков. Русское население края было еще малочисленным, и на ратную службу допускались даже гулящие беглые люди из разных уездов Руси. Наряду с широкой практикой найма иностранцев принимались и местные татары, принявшие христианство. Земельные владения служивших освобождались от налогов, выделялись дополнительные наделы.

После взятия Казани обширная территория ханства была разделена на два уезда — Казанский, левобережный, и Свияжский, правобережный, с образованием Царства Казанского, управляемого из Москвы Приказом Ка­занского дворца. Трудно определить границы необозримых свияжских земель, не было их четкого очертания. С запада обитали чуваши, южнее — мокша. Вниз по Волге кочевали ногайцы. С исчезновением ханства свияж-ская крепость утратила главное назначение опорной базы, но напряженная обстановка в недавно присоединенном глухом крае заставляла сохранять ее. Рядом полыхали восстания лесных мари против московской власти, не затихали брожения других народов Поволжья, и город-крепость превращается в постоянный форпост колонизации и христианизации на Волге, надежную базу Московского государства.

Верхушку служебной пирамиды занимал Большой воевода, три воеводы меньших, дьяк, житничный ключник и три подьячих. За ними шли дета боярские, старые и новые жильцы, городовалыцики - двадцать шесть человек. Вся начальствующая элита жила, как правило, в своих домах внутри крепости. Но некоторые, увлекавшиеся коммерцией, держали еще по два-три дома на посаде. Все высокопоставленные лица были крупными землевладельцами в уезде. Только городоваль-щики, сроком определенные служащие, прибывшие на год-два, пользовались лишь сенокосами для прокорма коней.

На момент составления Писцовой книги должность Большого воеводы занимал знатный боярин князь Андрей Иванович Лобанов-Ростовский, назначенный 13 марта 1564 года.

Вскоре ему поступили государевы пожалования: деревня Федькова и Тихий плес, село Кривоюрское. А в сен­тябре 1566 года он получил в собственность деревню Каинки на роднике.

В селе и трех деревнях насчитывалось 35 дворов крестьянских, двор помещичий, 4 двора людских и 6 дворов пустых (покинутых жителями. — Н.К.); пашенной земли — 280 четей, перелогу и дикого поля — 1320 четей, сена 2400 копен, лесу пашенного и непашенного в разных местах в длину на 5 верст и 3 версты поперек. В городе боярин имел два двора и огород.

Перечисленная собственность составляла только половину оклада, положенного Большому воеводе. Из-за недостатка пахотных угодий и редкого крестьянского населения никто из служилых лиц в уезде полным окладом не пользовался.

Большой боярин и воевода считался наместником царя в городе и уезде, правил всем и всеми, исключая духо­венство. Состоятельными землевладельцами были и его помощники.

Город, втиснутый в ожерелье укреплений, рассекался улицами: Рождественской, Большой Сергиевской, Малой Сергиевской, Коровиной, Жи-лецкой, Ярославской, Переяславской, Большой и Малой Никольскими. Для спуска из города имелось 16 лестниц. У Рождественских ворот раскинулась площадь, где находились две тюрьмы и царская светлица, на случай приезда Великого князя московского, и дьячья изба. У Никольских ворот — царский казенный двор, где хранились пушки, пищали и снаряжение к ним. Рядом другой царский двор — Житничный с семью житницами, при которых состояли житничные ключники.

Внутри города-крепости жили не только высокопоставленные чиновники и духовенство, но и служилый люд рангом ниже. Дома Большого воеводы Лобанова-Ростовского, Малых воевод князей Никиты Стародубцева и Михаила Бахтиярова-Ростовского, дьяка Ивана Бессонова стояли неподалеку от Рождественских ворот.9
Посад. Торг и ремесла

С северо-востока и юго-востока крепость окружал посад. На посаде выделялась царская светлица с тремя дворами. На одном останавливались царские воеводы, на другом — городские таможенники, на третьем делали ямчуту и селитру. Курились две бани, стоял двор татарский. Были также дворы: пивоваренный, 3 — пушкарских, 6 — детей боярских, стерелецкого головы, 5 — сотниковских, 3 — пятидесятников стрелецких, 3 — толмачевских, 2 — служителей житничных, двор перевощиков, 339 — рядовых стрельцов, 2 — мо­настырских, 6 — ямщиков, 6 — старцев нищих, двор архиепископского деся-тильника, 10 — конюшенных, 292 двора посадских торговых и мастеровых людей. Из них: 13 — добрых (зажиточных. — Н.К.), 25 — средних. Остальные — беднота. Бани (одна на Щуке, другая — на Свияге) принадлежали государю, в них целовальники собирали плату в казну. Посад делился на улицы: Воскресенскую, Кузнецкую, Пирожную, Татарскую, Константиновскую, Преображенскую, Зарядную, Воскресенский переулок, Троицкую слободку. За Свиягой обосновались слободы: Ямская на речке Сулице, Архимандричья.

На берегу Свияги располагался гостиный двор. Он имел двое ворот, одни выходили на Преображенскую улицу, другие к реке. Во дворе стояла таможенная изба, три избы для гостей, 19 дощатых амбаров. Торг размещался в основном на Преображенской улице, в переулках и на перекрестках. Всего насчитывалось 254 лавки, 3 межлаво-чья, 21 скамья, 6 полков, 3 шалаша, изба с полком, 2 бочки квасные. Оброку взымали в государеву казну 47 рублей, 8 алтын, 2 деньги. 65 лавок, 7 скамей, 4 полка принадлежали стрельцам, пушкарям, воротникам и ямщикам, одна лавка — Богородицкому монастырю, остальные — жильцам.

Среди участников торга находим казенных сторожей, скорняков, холщевников, калачников, сапожников, пирожников, кисельников, квасников, хлебников, есть даже подкопщик и гробовщик.

Ремесленники сами сбывали свой товар. Источник называет до 60 ремесел. Кроме вышеперечисленных, мож­но добавить крупянников, солодянни-ков, кузнецов, горшечников, рука-вишников, колпачников, печников, плотников и т.д.

Отсутствовало производство дорогих тканей, сукон. Красный товар был завозным. На посаде проживало 103 ремесленника, 20 из них — бездворные. Половина этого сословия производила съестные припасы, четверть — одежду, другая четверть — предметы домашнего обихода.

Торг имел ряды: Большой, Рыбный, Мясной, Хлебный, Кисельный, Ветошный. В городе на Жилецкой и Большой Никольской толкались "ленивые торжки".

Город и посад были перенасыщены ремеслом и торговлей, покупательский спрос заметно отставал от предложения. Стрельцы и мелкие служки чуть ли не поголовно занимались доступным промыслом. Лишь знатные горожане чурались "холопского" способа добывания хлеба. Однако прошло всего лишь полтора де­сятка лет после восторженного описания изобилия князем Курбским, как картина стала блекнуть. Гостиный двор скудел, амбары опустели. Коммерческие страсти перемещались в Казань. Свияжский торг стал гаснуть, все больше принимать внутренний облик. Его узкие возможности перестали привлекать иногородних богатых торговцев, их ладьи, заполненные товаром, плыли мимо свияжского устья и бросали якоря у Гостиного острова.

На поклон к свияжским святыням

Свияжская провинция

В 1708 году Свияжск с уездом вошел в состав Казанской губернии. К этому времени крепости уже не было — разобрали из-за ветхости. Из старых строений сохранились две башни, к ним был пристроен острог. Современники отмечали эти сооружения и в 1727 году.

Но Свияжск ждала заманчивая административная перспектива. В 1719 году необозримая трудноуправляемая Казанская губерния была разделена на четыре провинции — Казанскую, Сви-яжскую, Пензенскую и Уфимскую. Позднее многое переменилось, в 1775 году Россия оказалась раскроена на сорок губерний, провинции упразднили. Появились наместничества, соединившие две-три губернии. В 1781 году в Казани учредили наместничество в составе Казанской, Пензенской, Саратовской губерний. В 1792 году были уп­разднены и наместничества. Свияжск остался уездным центром. Но все это — потом, а пока — в 1720 году — появилась на холме провинция. Городок опять оказался в блеске популярности. Под его начало вошли города-уезды: Чебоксары, Цивильск, Козьмодемь-янск, Васильсурск, Царевококшайск, Царевосанчурск, Кокшайск, Яранск.

Провинцию возглавил воевода, помощника назвали камериром. Первым значится в воеводском списке Борис Толстой, последним — Прокопий Ре-шеткин. Кроме них числилось четыре асессора. Всего в воеводской канцелярии, камерирской и крепостной конторах, магистрате и суде насчитывалось 28 служащих, в основном писцов.

Воевода имел в уездах подчиненных правителей-комиссаров. Уезды группировались в дистрикты. Суще­ствовал Заволжский дистрикт — Кок-шайский, Царевококшайский, Царе-восанчурский, Яранский уезды.

Пугающе суровые, грозные указы Петра I поступали в провинциальную канцелярию. Касались они в основном отправки продовольствия в низовья Волги для армии. Давались предельно сжатые сроки — три дня, собирать днем и ночью. Если комиссар дистрикта задержит отправку, то будет бит и отправлен на вечные работы на галеры. Спускались перечень и количество продуктов, назывались пристани отгрузки. Чаще всех звучали Чебоксары.

В провинции размещались три пехотных полка. В русской армии имелся Свияжский пехотный полк, квартиро­вавший в разных городах, в частности — в Вятке.

В 1781 году уездный Свияжск удостоился своего герба с изображением плавучей крепости на ладьях, у стен плескалась река и плавали рыбы.

К концу столетия город на холме хотя и утратил былую хозяйственную славу, но все еще оставался заметным торговым перекрестком. Здесь действовали таможня, конская изба, кабацкая контора, насчитывалось 319 представителей купеческого сословия, преимущественно мелкого.

XVIII век характерен для Свияжска церковным строительством. Было возведено несколько новых храмов, отре-ставрированы старые.

В эпоху просвещенного абсолютизма в городке на Свияге обозначились признаки православного и светского образования. Светская форма лишь проклюнулась. В письменных источниках имеется только скупое сообщение: "школа для обучения разных чинов детей, кроме шляхетства, цифири и геометрии". В трудах историков прошлого можно встретить упоминание о шляхетской школе. Приходится только гадать, в какие годы эти ростки просвещения проклюнулись, — предположительно в первой половине столетия, под влиянием петровских реформ.

В отношении образования православного есть возможность сказать больше. Первый казанский архиепископ Гурий распространять и утверждать христианство поручил монашествующему духовенству. С согласия Ивана IV он обратил мужские монастыри Казани и Свияжска в училищные и устроил при них три инородческих школы. Одна открылась в Успе-но-Богородицком монастыре. Учащихся набирали из детей местных (крещеных татар, чувашей, мари, мордвы, удмуртов) для подготовки мелких церковных служек в создаваемых национальных приходах. Учителями состояли монастырские старцы. Обучали способом механической зубрежки русской и славянской азбуке, письму, счету, часослову, псалтырю, закону христианскому.

Инок – перевозчик близ Макарьевской пустыни

Действительно, большинство посадских мужчин оставалось зимой не у дел, их основное занятие — вязание рыболовных сетей, подготовка к путине. Кроме ремесел, торговли и ямского промысла, обслуживания васильев-ского перевоза, рыболовство для сви-яжских мещан было традиционным занятием. Свияжан в старину звали лещевниками. Будто бы разыгравшийся лещ прыгнул из Свияги в Щуку, они хотели его поймать, да только оскандалились...

Панорама Успенского Богородицкого монастыря



Чудес не бывает: из одной мухи можно сделать только одного слона.




Завершил строительство: Офисный Центр "Капитал"
 
niazДата: Вторник, 19.05.09, 13:20 | Сообщение # 5
Супер Рыболов
Группа: Администраторы
Сообщений: 37823
Статус: на рыбалке

Собор Божьей Матери «всех скорбящих радость» Иоанно-Предтеченского монастыря заложен в мае 1898 года. Строился во многом стараниями настоятельницы монастыря игуменьи Апфии по проекту Ф.Д. Ма­линовского. Освящен в 1906 году.


Чудес не бывает: из одной мухи можно сделать только одного слона.




Завершил строительство: Офисный Центр "Капитал"
 
niazДата: Среда, 20.05.09, 15:03 | Сообщение # 6
Супер Рыболов
Группа: Администраторы
Сообщений: 37823
Статус: на рыбалке
Панорама острова Свияжск!



Чудес не бывает: из одной мухи можно сделать только одного слона.




Завершил строительство: Офисный Центр "Капитал"
 
lanaДата: Среда, 20.05.09, 15:08 | Сообщение # 7
Супер Рыболов
Группа: Пользователи
Сообщений: 1584
Статус: на рыбалке
интересно surprised
 
lenaringelevich1Дата: Среда, 20.05.09, 15:46 | Сообщение # 8
Супер Рыболов
Группа: Пользователи
Сообщений: 1814
Статус: на рыбалке
а мы с друзьями как раз в субботу на машине в Свияжск собрались biggrin

Гриф-птица терпеливая

 
niazДата: Среда, 20.05.09, 20:09 | Сообщение # 9
Супер Рыболов
Группа: Администраторы
Сообщений: 37823
Статус: на рыбалке
lenaringelevich1, Мы там рыбачим иногда! В Веденковской слободе (остановка ОМика - "Рудник")
Сейчас там башклейка клюет! Завтра туда друзья рыбачить едут!


Чудес не бывает: из одной мухи можно сделать только одного слона.




Завершил строительство: Офисный Центр "Капитал"
 
niazДата: Воскресенье, 14.06.09, 21:22 | Сообщение # 10
Супер Рыболов
Группа: Администраторы
Сообщений: 37823
Статус: на рыбалке
История казанского Зилантова монастыря

В истории каждого народа, города, церкви есть свои особые даты. В истории христианства на Казанской земле таким событием стало 2 (15) октября 1552г. Казань после длительного периода протектора окончательно вошла в состав Московского государства, став его полноправной и неотъемлемой частью. Соответственно и для русской церкви (во главе которой стоял тогда великий святитель Макарий) открывалось широкое поле миссионерской деятельности.
Первым фрностом Православия в нашем городе суждено было стать основанной в тот же день Зилантовой обители.
С первых же дней своего существования монастырь стал центром притяжения для православных жителей Казани и ее гостей.
Многое видела св.обитель за 450 лет своего существования. В ее судьбе словно в зеркале отражается судьба всей Русской Церкви. Можно сказать, что история обители на Зилантовой горе - это история России и ее церкви в миниатюре.
Поместная церковь, по словам одного древнего писателя "...иногда возносится к небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовою управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда всплывает на веслах исповедания...". Вот эту-то судьбу и разделила сполна со своей матерью-Церковью казанская обитель на Горе.
Ныне обитель, явившаяся не только колыбелью монашества, но и колыбелью святости на Казанской земле, восстает из небытия. Глубоко символично, что первое богослужение в возражденном монастыре состоялось 10 сентября 1998г. - ровно через 80 лет после мученической кончины последних насельников. С тех пор богослужения стали регулярными, а православные казанцы, более или менее регулярно посещающие Зилантову Гору имеют возможность наблюдать, как постепенно изменяется облик святого места.
Большой радостью для насельниц и прихожан стало великое освещение соборного храма обители, совершенное в праздник успения Пресвятой Богородицы 2000г. сотни богомольцев собрались в тот день под своды храма, в котором еще несколько месяцев назад царила мерзость запустения.
В основание престола архиепископом Анастасием были вложены мощи, находящиеся некогда под престолом другого храма, также Успенского (закрытого в 60-е гг.) - в родном селе Владыки.
Спустя через 2 недели 10 сентября в новоосвященном храме состоялось торжество прославления Зилантовских новомучеников. Казалось, вновь вернулись они в родную обитель, теперь уже в качестве ее небесных покровителей.
Облик монастыря продолжает изменяться. Словно грибы после дождя вырастают новые храмы и корпуса.
Так, в череде повседневных забот, незаметно подошла обитель к своему славному юбилею.
Многие лета тебе, святая обитель! Покров Пречистой Богоматери, "и во Успении своем мира не оставившей..." да пребывает над тобою до скончания века! Аминь.


Чудес не бывает: из одной мухи можно сделать только одного слона.




Завершил строительство: Офисный Центр "Капитал"
 
Форум » Непознанное рядом » Тайна стоит жизни » Наша история. Ходы под г. Волжский, о. Свияжск ... (Наследие прошлого)
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |
frTread207
Для добавления необходима авторизация