Закон отклонили: «_22 »__декабря_2010 г.
№__3.24-07/855__
Заключение
по Федеральному закону
«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 декабря 2010 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Большая часть вносимых Федеральным законом изменений носит редакционный характер и связана с заменой в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» понятия «объекты рыболовства» на понятие «виды водных биоресурсов, в отношении которых осуществляется рыболовство» (пункт 10 статьи 1 Федерального закона). Кроме того, понятие «рыбоводство» конкретизируется и разделяется на понятия «аквакультура» и «товарное рыбоводство».
Пунктом 13 статьи 1 Федерального закона устанавливается возможность осуществления промышленного рыболовства в районах действия международных договоров Российской Федерации за пределами континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации на судах, используемых на основании договоров фрахтования.
Пунктом 14 статьи 1 Федерального закона пункт 2 статьи 21 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» дополняется нормой, устанавливающей перечень документов, необходимых для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Пунктом 15 статьи 1 Федерального закона предлагается новая редакция статьи 22 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которой предусматривается, что рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях может осуществляться образовательными учреждениями, научными организациями и организациями культуры на основании учебных планов или планов культурно-просветительской деятельности. Действующей редакцией закона такое право предоставлялось, в том числе, и гражданам.
Предложенное регулирование прямо увязывает объем добываемых водных биоресурсов с планами и программами выполнения соответствующих работ, позволяет контролировать осуществление указанных видов рыболовства в соответствии с определенными законом целями и на более качественном уровне, так как может осуществляться только специализированными организациями и учреждениями.
Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона предлагается новая редакция статьи 23 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которой устанавливается, что рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов может осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а не гражданами, на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Пунктом 20 статьи 1 Федерального закона устанавливается перечень разрешительных документов для добычи анадромных видов рыб для целей воспроизводства.
Пунктом 36 статьи 1 Федерального закона предлагается новая расширенная редакция статьи 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которой устанавливаются правила осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов.
Изменениями, вносимыми в статью 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отменяется норма, обязывающая граждан, осуществляющих любительское или спортивное рыболовство, получать согласие пользователей рыбопромысловых участков. Но для ловли рыбы на рыбопромысловых участках, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, для граждан устанавливается необходимость получения путевки. В свою очередь закон обязывает субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в области любительского и спортивного рыболовства, создавать инфраструктуру, необходимую для организации этих видов рыболовства, и соотносить деятельность в этой сфере в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Предлагаемые изменения основаны на правоприменительной практике, позволяют упорядочить предпринимательскую деятельность в этой сфере, а также обеспечить гражданам возможность свободного и бесплатного осуществления рыболовства в соответствии с нормами части 1 этой статьи.
Пунктом 38 статьи 1 Федерального закона главу 6 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предлагается дополнить статьей 501, устанавливающей, что охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Комитет не может с этим согласиться и считает, что этот вид деятельности находится, прежде всего, в сфере регулирования Федерального закона «О животном мире», в том числе в соответствии с определением понятия «животный мир», данным в статье 1 этого закона.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона вносится изменение в статью 48 Федерального закона «О животном мире». В результате рыболовство безосновательно исключается из перечня традиционных систем жизнеобеспечения граждан Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на этих системах жизнеобеспечения, и таким образом лишает коренное и старожильческое население Севера права на применение традиционных методов добычи водных биоресурсов. Это изменение противоречит нормам части второй статьи 48, устанавливающей, что граждане могут осуществлять это право индивидуально и коллективно, создавая для этого объединения, в том числе и рыболовов. Комитет не поддерживает внесение такого изменения.
Последняя рассмотренная поправка не имеет отношения к концепции закона, отсутствовала в тексте законопроекта, одобренного комитетом и принятого в первом чтении.
На основании вышеизложенного комитет рекомендует Совету Федерации отклонить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с созданием согласительной комиссии..
Председатель комитета А.С. Матвеев