Парку Горького угрожает новая вырубка Над многострадальным парком Горького снова навис топор: планируется строительство новой дороги со стороны Казанки, а оно невозможно без масштабной вырубки. Как именно пройдет дорога и сколько уникальных лип и сосен будет уничтожено, решится в течение ближайших недель.
Тревогу забили жители улицы Подлужной. Они позвонили в "ВК" с просьбой уточнить, с какой целью бригада строителей забивает колышки и расставляет вешки в парке Горького. Сами рабочие сказали, что по приказу начальства ведут разбивку новой дорожной развязки для съезда с моста "Миллениум". Значит, сделали вывод граждане, скоро сюда придут строители с топорами и мощной техникой и начнут вырубку деревьев под дорожную магистраль.
Но любая стройка начинается с проекта. Чтобы уточнить, какая часть парка будет отдана под новую развязку, корреспондент "ВК" позвонила в институт "Казгражданпроект", который уже много лет проектирует казанские дороги. И выяснилось: задания на разработку проекта развязки под мостом "Миллениум" институт не получал.
Что за работы без проекта ведутся около моста "Миллениум", объяснил замруководителя горисполкома Казани Мансур Хафизов. И судя по тому, что он сказал, обеспокоились жители Подлужной не напрасно: парку Горького и впрямь грозят новые потери.
Разговор о строительстве дорожной развязки в парке Мансур Хафизов начал издалека - с проблемы старого наплавного моста. Его недавно на неделю закрывали для обследования. И оно показало, что эксплуатировать мост опасно, никакой ремонт ему уже не поможет:
- Его построили в 1999 году, рассчитан он был на пять лет, но в 2004-м срок эксплуатации продлили, так как мост "Миллениум" не работал в полную силу. Сейчас специалисты осмотрели каждую баржу, на которых держится наплавной мост. Оказалось, что среди них нет ни одной, которая не была бы подтоплена. Где-то больше, где-то меньше, но во всех стоит вода. До начала зимы его однозначно надо убирать.
Альтернативы, как дал понять замруководителя горисполкома, нет: шутки с аварийным мостом могут обернуться трагедией. А закрыв его, власти ввергнут Казань в транспортный коллапс. Уже сейчас по утрам на "Миллениуме" выстраиваются очереди машин со стороны Кварталов. Пропускной способности моста хватает - заторы возникают на съезде: не срабатывают развязки в центре города, пробки возникают на пересечениях улицы Вишневского с Ершова и Достоевского. И это при том, что часть транспортной нагрузки пока берет на себя наплавной мост: с 7.30 до 9.30 по нему проходит более трех тысяч автомобилей в час. А что будет, когда и этот поток машин пойдет через "Миллениум"?
- Чтобы избежать транспортного коллапса, мы с самого начала намечали построить съезд с "Миллениума" на улицу Подлужную, - говорит Хафизов. - Не развязку, а именно съезд. Есть несколько вариантов съезда, сейчас рассмотрен только один - через овраг. Чтобы оценить, какой урон он нанесет парку, была проведена разбивка трассы. Потери, даже по предварительным прикидкам, выходят огромными: придется вырубить множество ценных деревьев. И сейчас специалисты Горводзеленхоза изучают другие варианты - ищут способы сохранить деревья и обойти зону отдыха.
Уточнить, как еще может пройти трасса, Мансур Хафизов не смог - заметил лишь, что решение будет принято в течение ближайших недель. Зато назвал ориентировочную стоимость развязки-съезда на Подлужную - 100 миллионов рублей, если он будет строиться только с одной стороны моста, и вдвое больше - если с двух (то есть если построят и съезд, и въезд).
Вопрос о том, чтобы через парк Горького провести магистраль, за последние двадцать лет в Казани встает уже третий раз. Впервые - в восьмидесятых, когда только заговорили о планах строительства Малого казанского кольца. Начальник отдела оптимизации наземных экосистем факультета географии и экологии КГУ Наталья Юпина принимала участие в разработке всех трех проектов - представляла экологическую группу. Двадцать лет назад парк спасла нехватка денег, говорит она, уже принятое решение о строительстве трассы в оврагах Русской Швейцарии не осуществили ввиду отсутствия финансирования. А когда вопрос о строительстве новых дорог подняли во второй раз - перед тысячелетием Казани, - денег хватило.
- В результате полпарка было отрезано. А ведь был оптимальный вариант, - убеждена Юпина, - сохранить парк, пройти часть трассы туннелем, только власти пожалели на это денег. И если сейчас съезд с моста пройдет по оврагу, парк Горького будет практически уничтожен.