ГОРЯЧИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ЗИМНЕЙ РЫБАЛКИ Евгений Цветков
Как оказать первую помощь пострадавшим во время зимней рыбалки. Что нужно знать о прочности льда и как действовать в случае если вы провалились под лед, а также о том как не допустить обморожений - читайте в статье.
Собираясь на зимнюю рыбалку, стоит вспомнить об элементарных правилах поведения на водоеме. Прежде всего, нужно научиться определять прочность льда по его внешнему виду, толщине и различным приметам. Непрочный лед может быть вблизи кустов, камышей, под пристанями и мостами, а также там, где бьют ключи или в водоем впадает ручей. Прочным считается чистый прозрачный лед толщиной не менее 5 см. Он может выдержать человека, а лед толщиной 15 см уже выдерживает легковой автомобиль. Прочность льда зависит от его строения, но поскольку он часто покрыт снегом, то определить его качество и толщину не всегда бывает легко. Наиболее надежный способ - сделать пробные лунки пешней: если лед пробивается одним ударом нетяжелой пешни, выходить на него опасно! Проверять прочность льда ни в коем случае не следует ударом ноги, иначе сразу можно провалиться. Во время ловли по первому льду необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности:
* не выходить на лед в одиночку;
* иметь пешню и прочную веревку длиной 10-15 м на группу из трех-пяти человек;
* брать с собой два специальных ледовых шила-"спасалки" (вместо них можно использовать крупные гвозди, нож);
* не пробивать лунки на перекатах;
* не скапливаться группами в одном месте;
* не пробивать рядом много лунок.
Как действовать если вы провалились под лед
Если вы все же провалились под лед, то действуйте решительно и уверенно, не давая страху и панике овладеть вами. Вспомните, что тысячи людей проваливались до вас и спаслись.
* Широко раскиньте руки по кромке льда и старайтесь удержаться от погружения с головой. Сухая одежда на какое-то время придаст вам плавучесть, выбираться следует, пока она не намокла полностью.
* Не делайте резких движений, навалитесь грудью на лед и вбейте в него подальше от себя ледовые шила-"спасалки". Зацепившись на льду, подтянитесь и ложитесь на него грудью, поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Если не оказалось "спасалок", то на лед можно выбраться следующим образом: перевернуться с груди на спину и раскинуть руки на льду; стараясь отталкиваться ногами от противоположной кромки льда или производя плавательные движения ногами, постепенно выползать на лед из воды.
* Выбравшись на поверхность льда, откатитесь, а затем ползите в сторону берега (туда, откуда пришли) - здесь прочность льда уже проверена. Оказавшись на более прочном льду, не бегите, поскольку ваш вес с мокрой одеждой стал значительно больше и вероятность повторного провала очень высока. Когда вы доберетесь до берега, прежде всего оцените обстановку и решите - бежать ли вам до первого населенного пункта (если он находится рядом), где есть тепло и помощь, или разжечь костер и попытаться согреться собственными силами.
Как спасти провалившегося под лед
Услышав крик о помощи, спасатель должен немедленно ответить, дав понять, что сигнал принят и помощь идет. Прежде всего надо удержать провалившегося под лед человека на поверхности, подав ему палку, веревку, пешню с лямкой, связанные брючные ремни или шарфы и т.п. При этом спасатель подбирается к полынье ползком, подкладывая по возможности под себя доски, фанеру, лыжи и т.п., увеличивая тем самым площадь опоры.
Подползать к самому краю полыньи - недопустимо!
Подав пострадавшему подручные средства спасения, надо попытаться вытащить его на лед и ползком выбираться из опасной зоны. На ноги можно становиться только в 10-15 м от полыньи, где, по вашему мнению, уже надежный лед. Когда вы оказались на берегу, следует немедленно доставить пострадавшего в теплое помещение или помочь ему согреться.
Первая помощь чтобы не допустить обморожения
Холодная вода, ветер, мороз, мокрые одежда и обувь на пострадавшем могут привести к сильному переохлаждению и обморожению. При любой степени обморожения необходимо спасенного человека срочно доставить в медицинский пункт. Если пострадавшему помогают спасатели, то их действия по оказанию первой помощи сводятся к следующему.
* Необходимо соорудить заслон от ветра из воткнутых в снег пешни, коловорота и плаща или веток.
* Разжечь жаркий костер в защищенном от ветра месте.
* Рядом с костром расстелить теплую одежду и помочь пострадавшему переодеться в сухое.
* Переохлажденные конечности растирают и массируют руками, обмотав их сухой и чистой шерстяной одеждой. Растирание снегом обмороженных участков не рекомендуется из-за опасности повредить кожу и занести микробы!
* В укрытом от ветра месте или в помещении можно обмороженный участок растереть водкой (но не спиртом, так как при испарении он сильно охлаждает поверхность кожи!) или отогреть его в теплой воде. Для этого нагретую в ведре (на костре, печи) до комнатной температуры воду опускают обмороженную руку или ногу и в воде осторожно растирают конечность чистыми руками. В ведро подливают более теплую воду, и постепенно, в течение 20-30 мин доводят температуру воды до +35-37°С, продолжая растирание в воде, пока кожа не покраснеет. Затем на пострадавший участок накладывают стерильную повязку. При появлении на обмороженном участке пузырьков растирать кожу не рекомендуется. В этом случае первая помощь заключается в наложении на обмороженное место стерильной повязки и доставки пострадавшего в медучреждение.
* Когда человек теряет сознание, необходимо, по возможности, снять или разрезать промерзшую одежду и начать растирание водкой. Растирание проводить до покраснения кожи, появления нормальной температуры и восстановления подвижности конечностей. Если после интенсивного растирания замерзший не приходит в сознание, нужно дать ему понюхать нашатырный спирт. Нельзя поить пострадавшего, пока он не придет в сознание. Когда человек пришел в себя, следует дать ему теплое питье (чай, кофе), обеспечить покой и обратиться за врачебной помощью.
КАК ПРОИСХОДИТ ОПЕРАЦИЯ:
Операция на льду
22.01.2009
17 января 2009 года в Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд МЧС России – филиал ФГУ СРПСО МЧС России поступило сообщение от ГИМС по республике Хакасия о том, что 16 января на Саяно-Шушенском водохранилище под лед ушел автомобиль «Нива» с 4 пассажирами на борту.
Сотрудники ГИМС просили оказать помощь в поиске и извлечении автомобиля и водителя из водохранилища. Было известно, что 3 пассажира успели спастись, а водитель вместе с автомобилем утонул. Автомобиль ушел под лед в Клайском заливе в 3 км от устья реки Клай, впадающей в реку Джой. Места там глухие, дорога до места происшествия – частью лесовозная, частью практически отсутствующая.
18 января в 10–45 группа спасателей в составе шести человек выдвинулась к месту проведения работ. Предварительно, для обследования дна в месте работ из Красноярска была получена портативная видеокамера позволяющая производить дистанционный осмотр подводных объектов. К месту гибели человека спасатели выдвинулись на автомобиле ГАЗ-66. Кроме того было принято решение использовать снегоход «Буран» с нартами для транспортировки к месту погружений водолазного оборудования и личного состава водолазной станции.
В г. Саяногорск к спасателям присоединились двое свидетелей произошедшего для точного определения места трагедии. Передвигаться приходилось по таежной лесовозной дороге. Автомобиль в условиях глубокого снега часто выносило из колеи на обочину. Машину приходилось долго откапывать, несколько раз даже вынуждены были использовать лебедку. Тем не менее, примерно к вечеру спасателям удалось пробиться к берегу Клайского залива. Расстояние от устья реки Клай до места гибели человека составляет примерно 3 км. Толщина льда менялась в пределах от 30 см до 5–7 см. Поисковые работы продолжили на следующий день.
Утром 19 января используя снегоход произвели разведку местности и условий работ в поисковом районе. Вторая половина пути к месту затопления легкового автомобиля осложнялась малой толщиной льда и скрытыми под свежевыпавшим снегом промоинами.
Одному из спасателей приходилось идти с пешней в руках перед идущим снегоходом. Периодически выбирали обходные пути. У майны над утопленным автомобилем толщина льда составляла порядка 7см. Лед хрупкий и достаточно рыхлый. В некоторых местах на снегу проступали мокрые пятна воды. Из-за опасного состояния льда снегоход оставили в двухстах метрах от места работ. За четыре раза удалось перевезти необходимое оборудование и спасателей. Промер глубины показал 27м от поверхности. Больше двух человек в одном месте старались не собираться так как лед начинал опасно трещать. Последние два дня погода стояла теплая и после снегопада вода снизу отпаривала лед, серьезно ухудшая его качество.
У места водолазных спусков установили палатку «Геолог» и внутри развернули оборудование для ведения поиска с использованием видеокамеры. За время прошедшее с момента трагедии вода в месте пролома замерзла. Поисковый участок поделили на квадраты и через высверленные во льду лунки начали опускать ко дну камеру.
Первые же минуты осмотра показали исключительную захламленность дна в месте поисковых работ. Деревья перед затоплением поймы реки Клай выпилены не были. Утешало то, что рельеф дна был относительно ровный и отсутствовало течение. Хотя видимость из-за постоянной взвеси в воде была не более метра. Отсутствие средств освещения под водой и завалы деревьев на дне серьезно осложняли проведение водолазных работ. Минимизируя возможный риск для водолаза поисковые работы продолжали используя видеокамеру. Через некоторое время обнаружили автомобиль. Машина лежала на крыше, что является типичным положением легкового автомобиля в подобных условиях. Двери машины оказались прикрыты. Предполагая, что погибший находится внутри, решили приподнять автомобиль до глубины 5–7 метров и на этой глубине обследовать салон. Но перед этим произвели осмотр дна видеокамерой вокруг автомобиля. На расстоянии примерно 1.5 метра от машины рассмотрели тело человека. Пока готовили к спуску работающего и страхующего водолазов во льду прорубили майну и используя видеокамеру смогли практически на тело спустить ходовой конец.
Для погружения применяли водолазную станцию быстрого развертывания, оборудованную средствами связи водолаза с поверхностью. По ходовому концу водолаз спустился к телу погибшего и закрепил на нем конец основной веревки. Отсутствие средств освещения заставляет водолаза работать вслепую, что в подобных условиях сильно осложняет работу и увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций с работающим водолазом. Закрепив веревку на теле утонувшего, водолаз используя режим декомпрессии поднялся на поверхность. После чего веревкой было поднято тело погибшего.
За время нахождения водолаза под водой потоки выдыхаемого им воздуха снизу истончили и без того тонкий и хрупкий лед. Пришлось в срочном порядке на 20–25 метров от майны оттаскивать водолазное оборудование и инструменты. В данном случае подъем автомобиля являлся не целесообразным и было принято решение оставить машину на грунте.
Ближе к вечеру удалось перевезти спасателей и оборудование в базовый лагерь. Учитывая сложную дорогу решили возвращаться домой на следующий день, имея достаточный запас светового времени. Остаток дня провели обслуживая технику и инструменты.
В целом выполнение поставленной задачи стало возможным благодаря технической помощи оказанной Сибирским региональным ПСО, грамотному руководству и личным качествам исполнителей, зачастую выполняющих порученное в условиях хронической нехватки необходимого оборудования и техники.
Хайруллин Г. Ш., спасатель 1 класса, водолазный специалист ЮСПСП ФГУ СРПСО МЧС России
Кравченко А. В., начальник информационно-аналитического отдела ФГУ СРПСО МЧС России