По Волге от Казани до Камского Устья От устья Казанки Волга делает крутой, почти под прямым углом, поворот к югу.
Ниже казанских грузовых причалов перед пассажирами откроется панорама строительства Казанского порта. Уже вырисовываются контуры будущего порта, идущего от Волги к железнодорожному вокзалу.
Участок от Казани до устья Камы один из самых оживленных. Здесь можно встретить пассажирские суда многих транзитных и ряда местных пассажирских линий. Не менее оживленно и грузовое движение: караваны барж, плотов, грузовые теплоходы идут встречным потоком.
Правый берег Волги здесь по-прежнему возвышенный, местами лесистый. Встречается много селений, утопающих в зелени садов. Издавна жители правого берега занимаются садоводством, а также ломкой камня для добывания извести. Левый берег низменный, луговой, населенных пунктов на нем мало.
Наиболее значительные села: Нижний Услон – дачное место казанцев, Ключище, Ташовка, уютно разместившаяся в долине между двумя горами. В 9 км ниже – село Шеланга, основанное в XVI веке. Далее села Лобышки и Теньки, одно из первых по времени поселение Казанского края. В начале XIX века здесь еще были остатки древних валов и городищ болгар.
Против села Буртаса, поодаль от Волги, расположена деревня Карташиха, по преданию, основанная Степаном Разиным. На Лысой горе, что поднялась над деревней, он зарыл немало кладов, «да на них запрет положен». Легенда о кладах не лишена оснований. В конце прошлого столетия здесь были найдены древнерусские монеты времен Василия III и Ивана IV.
В 10 км ниже, на правом берегу Волги – село Красновидово, названное так за живописное местоположение. Остров против села и тихие заводи придают особую красоту всему ландшафту. В Красновидове некоторое время жил Максим Горький. В селе живы старики, которые могут указать острова, где рыбачил Алексей Максимович. Красновидово дало Волге немало лоцманов, шкиперов, матросов. Они плавают не только по Волге, но и по Каме и Белой. Многие из них известны как большие знатоки этих рек.
За Красновидовым внимание привлекут красноватые уступы гор с прослойками светлых и сероватых оттенков. Чем дальше, тем больше скалы бледнеют, превращаясь в белые громадные глыбы, живописно нависшие над водой, - кажется, будто они вот-вот сорвутся.
Пароход идет мимо Юрьевских гор, в глубине которых картинно расположилось знаменитое село Антоновка – родина прекрасного сорта яблок – антоновки.
Ниже по течению выступаю величественные белые скалы, сложенные из известняка. На берегу известковые заводы. Небольшие суда стоят у берега для погрузки извести и мела.
Освещенные электричеством шахты и заводы ночью производят сказочное впечатление.
На 74-м километре от Казани первая остановка – Камское устье – крупная перевалочная пристань для грузов, идущих с Камы, Белой, Вятки и их притоков на Нижнюю Волгу и в обратном направлении, и пересадка пассажиров с камских и бельских пароходов на волжские, идущие вниз по Волге.
В мелководье в Камском Устье суда разгружаются, паузятся. Нефтевозы и плотоводы здесь переформируют свои воза. Плоты, пришедшие с Камы, счаливаются в мощные грузовые единицы огромного объема. Здесь был счален один из самых мощных плотов. Он имел длину 1600 м, ширину 200 м, вмещая в себя 100 тыс. кубометров древесины.
За селом правый берег заканчивается характерной горой Лобач. Пейзаж, открывающийся отсюда вниз по реке, воспроизвел в своей картине «Бурлаки на Волге» выдающийся русский художник И.Е. Репин. Немного ниже в Волгу с правой стороны впадает Кама.
Публикацию Путеводителя подготовили Андрей Урицк и Анатолий Талыгин