Очень созвучно моим взглядам: цитата:
INTROIT
Флейта крысолова
Карась на сковородке
"Из всего, чем я занимаюсь (чуть было не настукал “по доброй воле”, но вовремя вспомнил, что по “недоброй” - из под палки, никогда ничего не делал), самых больших усилий стоит фотография. И она же приносит самое большое удовольствие - когда в руках аппарат, и самое большое разочарование - когда предъявляешь сделанное.
Рисовать и писать было еще большим удовольствием, а предъявление не доставляло вообще никаких сильных эмоций: процесс был настолько самодостаточен, а результат столь очевиден (всегда точно знал получилось или нет), что никакая оценка извне значения не имела.
С делами литературными проще: поскольку не публиковался, и не имел ввиду, то цель всегда достигалась легко и по месту действия - написал и забыл. Если не сочинялось - бросал без сожаления даже такой материал, который за полчаса до этого казался убойным. Примерно так же с эссеистикой (терпеть не могу этого слова); тут вообще почти никогда ничего не “задумывалось”, а был только способ дисциплинировать мысль, продумать заковыристый вопрос до дна, пока самому что-то не станет ясным. Эмоций типо “ай да Пушкин, ай да сукин сын” не случалось, было лишь удовольствие от расплетания головоломок.
С фотографией все не так. Во-первых никогда не думаешь о результате как о чем-то напрямую зависящем от твоего усилия; вроде как кости бросаешь - чет или нечет. Попросту нет времени думать о том, что что-то получится, хотя разумеется очень этого хочешь. При этом почти всегда впадаешь в такой азарт, как будто чуешь каре с джокером в прикупе. Собственно если не впадаешь, то бросаешь едва начав. Когда обналичиваешь результат, первое ощущение всегда разочарование, даже уныние подчас: и вот из-за этого весь сыр-бор?! Главное, ведь никогда точно не помнишь, чего хотел, для чего суетился. Да, есть какая-то задача, довольно точно сформулированная в тех случаях, когда не просто шляешься глаза врастопырку, но это общая задача, а не каждого конкретного снимка; причем как правило она оказывается решенной. Но ее формальное решение вовсе не гарантирует удачи кадра, совсем напротив - часто убивает его.
Чуть позже - иногда не чуть, а через несколько лет, но это без разницы - приходит другое видение: да, удачный снимок, не скучный, что-то тут есть… Такое “что-то” искупает разом все натуги, и ради новых шальных удач ты снова готов пуститься во все тяжкие.
Остается последнее - обнародование. Тут полный пипец, без вариантов. Да, похвала приятна, ругань оскорбительна, от непонимания ваще звереешь - все нормально, иначе не бывает. Но проблема не в этом. Проблема в том, что тебе это все нафиг не нужно - все, что тебя заставляло сделать это кадр, понукало, дышало в спину, уже свершилось, а дальнейшее оказывается не более, чем беспросветным занудством, к которому тебя никто не принуждал. Короче - сам дурак!
Это началось сразу, а не с приходом компьютерной эры. Но не сразу был распознан источник этого дискомфорта предъявления (мягко говоря); все думалось, что кто-то напортачил - либо ты, либо они, и в следующий раз все будет окей. Тем более, что мои снимки чаще хвалили, чем ругали (теперь вроде все наоборот, но на самом деле это элементарный оптический обман: сеть - а теперь всЁ сеть - битком набита жаждущими самоутверждения болтливыми придурками - их хлебом не корми, дай только облажать первого под руку попавшегося; доверять им все равно, что спрашивать дорогу у брехливых собак за дачными заборами). Но облегчения так и не пришло. Наоборот - чем дальше, тем хуже. Последние годы каждый раз буквально заставляешь себя пускаться во все тяжкие - совсем как в том классическом анекдоте про Марию Антуанетту, пирожные и народ, который их не ест: “пусть они себя заставляют”.
Здесь, на своем заборе, этой проблемы нет, тут я у себя дома, кому не нравится - проходит мимо, а если чего сдуру вякнет, так ему же хуже. Но выползать на тот же “Фотографер” мука мученическая, а уж любые акции “в реале” немыслимы как купание в серной кислоте.
Зачем тогда все это? Сиди и не гукай. Ты не профи, денег не зарабатываешь, славы не ищешь…
Весь прикол в том, что сама мысль об этаком вот фотоонанизме - в свой кулачок - еще мучительней.
Ведь не для себя все это делается. Для себя жрешь, пьешь и трахаешь все, что шевелится. А все, что сверх того - orbi et urbi. Всегда. Без вариантов. Иначе ничего бы не было - ВАЩЕ!
Жизнь как единый волевой акт, а не простое жевание травки на лужочке, попросту невозможна вне мира. Даже Оптина пустынь с ее старцами - и та мессидж. Единственный способ придать ей хоть какой-то смысл (ага! штоп не было мучительно больно…) это делать делаемое по делу - а не муму е....ть.
Вот и прыгаешь на этой сковородке как карась!
Когда рисуешь, мыслишь, сочиняешь ты сам себе высший судия, последнее слово за тобой: dixi! А там - после - хоть делюж!
В фотографии нет последнего слова - вот в чем вся штука. В ней ничего не сказано - только предъявлено.
Кому ты это предъявляешь? Себе? Тебе это уже и так предъявилось - твоим глазам, ушам, мозгам, коже…
Не будь идиотом! - тебе нада, чтобы это увидели все.
Не ты это придумал.
Никто этого не придумал - так оно есть.
“Человеку нужен весь мир” (А.П.Чехов)
“Не насытиться око зрением” (Екклезиаст)"
(отметки текста -мои)