Отечественные внедорожники – авто для рыбалки. ЛУАЗ
http://fion.ru/note/824.html
В продолжение обзоров рыболовного авто. Ранее составлял несколько обзоров по материалам нашего форума и так же делал подборки по материалам автомобильных сайтов и журналов: «Нива и УАЗ – противостояние», «UAZ и китайский пикап» и другие. Судя по количеству просмотров эта тема пользуется большой популярностью. Поэтому будем продолжать подобные публикации и если у вас есть предложение актуальной темы для авто-обзора – пишите на емайл admin@fion.ru , мне в личку или в тему форума «Рыболовный автомобиль». А на этот раз хочу представить легендарный авто-вездеход, прославленный ещё со времён наших отцов и пользующийся до сих пор заслуженным авторитетом среди рыболовов и охотников – ЛУАЗ. Этот простенький с виду и даже неказистый автомобиль можно и не представлять - его слава как одного из самых проходимых и неприхотливых автомобилей до сих пор очень велика. Конечно некоторые его качества можно занести только в минусы. Но если поставить во главу угла только проходимость, то простить можно многое. Итак, читайте обзор составленый по материалам автомобильных сайтов и смотрите видео о первом отчественном вездеходе на колёсах - ЛУАЗ.
Предисловие
Фанатизм поклонников этого транспортного средства постоянен, и ограничивается только чувством юмора владельца ЛУАЗа (LUAZ). После первого приступа веселья, вызванного "украинским джипом" у вашего ближайшего окружения, вы заметите, что ЛУАЗ (LUAZ) - это превосходная проходимость, простота и редкая живучесть (качества, которыми наделены редкие экземпляры семейства внедорожников). Автомобиль очень простой. В нем практически нечему ломаться. Полный привод, независимая торсионная подвеска, как у обычного советского танка, редукторный колесный привод как у "Хаммера", подключаемый задний мост с блокировкой дифференциала. Соотношение «цена--прочность» у него неизмеримо выше чем у любого другого автомобиля и ЛУАЗ без стеснения можно назвать автомобильным танком. Эта неубиваемость базируется прежде всего на очень мощных элементах конструкции и как это не элементарно звучит – на колличестве толстого железа.
ЛУАЗ это: первый отечественный джип, общая концепция которого позволяла получить высокоскоростную машину – к сожалению данная перспектива убита "запорожским" движком и негодными для скоростной езды колёсами. Но в активе не мало: передний привод, сравнительно жёстская независимая подвеска ВСЕХ колёс со сравнительно небольшой неподрессоренной массой, несмотря на колёсные редукторы. Далее - очень низкий центр тяжести. При дорожном просвете 280 мм двигатель - ниже, чем на "Ниве", ровный пол салона - ниже, чем у многих "паркетных" внедорожников. Размер от дорожного просвета до уровня пола - чуть более 200 мм - это до сих пор (!) абсолютный рекорд плотности компоновки шасси джипа! Плюс большая жёстскость кузова на кручение (даже в тентованном исполнении), так как между точками крепления к кузову передней и задней подвесок всего чуть более метра. Становится смешно, когда независимую подвеску всех колёс или интеграцию рамы в силовой каркас кузова (со всеми вытекающими из всего этого приемуществами) называют последним писком моды у всех "настоящих" внедорожников. После всего этого можно не удивлятся почему на этого "гадкого утёнка" шипит весь джиперский "птичий двор". J
История автомобилей ЛуАЗ
Для войны в Корее потребовалось создание нового автомобиля-вездехода и в 1958 году был изготовлен первый прототип, получивший название НАМИ-049. Кузов был сделан из стеклопластика, роль рамы выполняло несущее основание кузова. Подвеска – независимая торсионная, на продольных рычагах. Передний мост был подключен постоянно, задний подключался через блокируемый межосевой дифференциал. Дифференциал заднего моста тоже блокировался. В конструкции был применен двигатель ирбитского мотоциклетного завода Мд-65 мощностью всего 22 л.с.
К разработке второго образца НАМИ-049А подключились специалисты запорожского завода. На основе одного из моторов BMW был разработан двигатель МеМЗ-969 мощностью 30 л.с. Вместо стеклопластикового был использован стальной корпус с мощной рамой. От межосевого дифференциала отказались, задний мост стал отключаемым. Пластинчатые торсионы заменили кованными, что позволило подвеске выдерживать удар при приземлении на парашюте. Работы велись над двумя вариантами машины – простой и плавающей. Военные выбрали второй вариант. Движение по воде осуществлялось за счет гребного эффекта колес. Окончательный вариант получил название ЛуАЗ-967. Его производство началось на автозаводе в Луцке в 1961 году.
ЛуАЗ-967М - автомобили - транспортёры особо малой грузоподъёмности (400-750 кг.) предназначены для использования при эвакуации раненых с поля боя, подвоза боеприпасов, военно - технического имущества а также установки отдельных видов вооружения. Эти транспортёры отличаются высокой проходимостью на пересечённой местности, обладают амфибийными качествами, авиатранспортабельны, высокоманевренны и подвижны. Особенность ЛуАЗ 967 - возможность движения по рекам и озёрам. Корпус машины - водонепроницаем, что обеспечивает достаточный запас плавучести. По воде ЛуАЗ 967 движется благодаря гребному эффекту, создаваемому колёсами. Скорость на плаву - до 3-х км/ч.
История гражданских автомобилей ЛуАЗ начинается с грузопассажирского ЗАЗ-969В с колесной формулой 4x2, с приводом на передние колеса и в отличие от военного предшественника, гражданский вариант плавать уже не мог. В 1971 г. освоен выпуск автомобилей ЗАЗ-969 с колесной формулой 4x4 с двигателем МеМЗ-969 мощностью 30 л.с., а в 1975 г. начался серийный выпуск автомобилей ЛуАЗ-969А с двигателем мощностью 40 л.с. и с колесной формулой 4x4. В 1979 г. начался серийный выпуск ЛуАЗ-969М – усовершенствованной модификации ЛуАЗ-969А. Еще до запуска в серию он получил высокую оценку на ВДНХ СССР, в 1978 г. на международном салоне в Турине (Италия) вошел в десятку лучших автомобилей Европы, в 1979 г. на международной выставке в г. Ческе Будеевице (ЧССР) получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.
ЛуАЗ 969А - значально проектировался как сугубо военный автомобиль - транспортёр переднего края и возможно так и остался бы одним из многих специальных армейских автомобилей, если бы не ОСВОЕНИЕ ЦЕЛИНЫ. Правительство решило, что необходимо наладить выпуск простого и дешёвого внедорожника гражданского назначения. Решено было в качестве прототипа использовать тот самый ЛуАЗ 967 - военный транспортёр - амфибию. С него сняли понтон, изменили корпус, восстановили привычную посадку водителя; брезентовый верх, слегка видоизменив - оставили, военно - утилитарное оформление салона, да и всего автомобиля - тоже. Подвеску, трансмиссию и другие агрегаты также оставили без изменений.
В 1990 г. начался выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем: МеМЗ-245 мощностью 53 л.с. (как на "Таврии"), а кузов взят от ЛуАЗ-969М. В конце 80-х были попытки создать новый, современный ЛуАЗ. Заводчане разработали ЛуАЗ-1301, а группа конструкторов под руководством Г. Хаинова - ЛуАЗ-Прото, но ни одна из машин в серию так до сих пор и не пошла. В настоящее время Луцкий завод разработал несколько моделей на базе ЛуАЗ-1302: минигрузовик ЛуАЗ-13021 и его модификации, "пляжный" джип ЛуАЗ-1302-05 "Форос" с дизельным двигателем. В 1999 г. был представлен ЛуАЗ-1901 "Геолог" - дизельный, плавающий, с колесной формулой 6x6.
ЛуАЗ 969М - усовершенствованной модификации ЛуАЗ 969А. Эта модель оборудуется, как и предшественник 40 - сильным двигателем МеМЗ 969А. Внешность автомобиля осовременели благодаря изменению панелей передка, изменена форма лобового стекла, двери оборудованны замками, окна дверей получили жёстское обрамление и открывающиеся "форточки", в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и "жигулёвские" сиденья. ЛуАЗ 1302 оснащён 53 - сильными четырёхцилиндровыми двигателями от "Таврии" МеМЗ 245-20 с водяным охлаждением, что в среднем на 16 % снизило расход топлива и значительно уменьшило шумность. Прочнее стали лонжероны П-образного сечения. Сиденья также были позаимствованы у "Таврии". Появилась новая панель приборов и дополнительные шумо и виброзащитные коврики. Внешне ЛуАЗ 969М и ЛуАЗ 1302 идентичны.
Общие данные:
снаряжённая масса - 970кг;
полная масса - 1370кг;
максимальная скорость - 95км/ч;
время разгона с места до 80км/ч - 26с;
контрольный расход топлива при скорости 85км/ч - 10/100л/км;
масса перевозимого груза: 2 человека + 250кг или 4 человека + 100кг;
наименьший радиус поворота - 5,5м;
максимальный преодолеваемый подъём - 31градус;
Трансмиссия:
силовая передача - постоянный привод на передние колёса, подключаемый; синхронный привод на задние;
дифференциал редуктора заднего моста - блокируемый;
Ходовая часть:
передняя подвеска - независимая, торсионная на продольных рычагах;
задняя подвеска - независимая, торсионная на продольных рычагах;
Двигатель:
наименование - МеМЗ-245-20;
число и расположение цилиндров - 4, в ряд;
тип топлива - бензин Аи93;
диаметр цилиндра - 72мм;
ход поршня - 67мм;
рабочий объём - 1091см3;
степень сжатия - 9,5;
система питания - карбюратор;
мощность - 39кВт/53л.с. при 5300-5600об/мин;
максимальный крутящий момент - 80Н.м при 3000-3500об/мин;
число клапанов на цилиндр – 2.
ОБЗОР
Шум. В салоне нового автомобиля достаточно шумно. Главная причина - полное отсутствие шумоизоляции. После установки поглощающих звук панелей эта проблема ликвидируется.
Расход горючего: Повышенное трение в узлах нового автомобиля становится кошмаром для экономных или малообеспеченных владельцев. 15 литров на 100 км. пути в начале эксплуатации заставляют многих из них искать покупателя на прожорливое чудовище. Исправный автомобиль после пробега 15000 км кушает по трассе 8-8,5литра на 100 км.
Кузов: Одним из достоинств являются богатые возможности трансформации. Легко отстегивается крыша, снимаются двери, опускается ветровое стекло. Внедорожный родстер. Однако если вы попали под ливень, то можете открыть зонтик.
Силовой агрегат. Существует множество домыслов относительно 245 (Таврия) двигателя. Этот мотор стал устанавливаться вместо наскучившей запоровской V-образной четверки. Любой двигатель водяного охлаждения - лучше. Он гораздо тише, он позволяет установить более эффективный обогрев салона, он мощнее. Именно по этой причине все владельцы 969 модели ЛУАЗ мечтают о 1302.
Грузоподъемность: Грузовой отсек - внушительных размеров. Хоть в технических условиях и указана полезная нагрузка - 400 кг., но на самом деле при необходимости тонна груза за вашей спиной - не предел. Во всяком случае руководствуйтесь здравым смыслом.
Комфорт: Удобства в этом автомобиле, что называется, "во дворе". Жигулевская печка, стеклоочиститель и сидения такие же, как на Ваз 2101. Единственное, чего в избытке, так это места для ног. В холодную погоду могут запотеть стекла, но этот недостаток легко устраняется переключением отопителя на забор воздуха снаружи автомобиля. Влажный холодный воздух постепенно выдувается теплым через открытую форточку и имеющиеся щели.
Тюнинг: Возможности для тюнинга необъятны. Начнем с того, что при желании вы можете срезать весь верх кузова и на его месте выстроить что-либо свое. Например, нечто в стиле "Хаммера". Установить стильные сидения сэлектроподогревом, приборную панель, хромированные подножки и отполировать кузов. Элементарно становятся колеса большего диаметра. Двигатель допускает форсирование (увеличение объема до 1, 27 л.) до 72 л.с. а с установкой турбонаддува и все 85. При желании можно добавитьеще одну пару колес, конструкция это позволяет. Хотя аппарат с колесной формулой 6х6, я думаю, лучше заказывать прямо на заводе. Такая модификация под именем "Изыскатель" существует.
Рыбалка: Позволяет перевезти необходимое количество участников с их рюкзаками, лодками и снастями В ЛЮБОЙ указанный на карте пункт.
ПРОХОДИМОСТЬ
Преодоление водных преград: Есть несколько способов. Если глубина брода по - колено и дно твердое вы просто спокойно переезжаете на другую сторону. Если же глубина больше и ширина брода не превышает 10 метров, вам следует привязать к передним буксирным проушинам капроновый трос и перейти на другую сторону. Переправу лучше всего проводить вдвоем. Ваш напарник въезжает в воду и в тот момент, когда ЛУАЗ всплывает и теряет опору под колесами, глушит двигатель. В это время вы подтягиваете его к вашему берегу. После этого вы включаете понижающую передачу и запускаете стартер. Стартер вытягивает автомобиль на сушу. Дело в том, что существует еще и армейская, полноценно плавающая модификация ЛУАЗА. В ней улучшена герметизация кузова и отсутствуют дверные проемы. Движителем являются колеса. Наша гражданская модификация сохранила плавучесть, но не способна плавать на большие расстояния без использования понтона. Вода сочится. Понтоном могут быть обыкновенные 200 л. бочки из-под горючего. Две бочки обвязываются капроновым тросом и цепляются к буксирным проушинам и балкам, одна спереди и одна сзади. Вы въезжаете в воду и движетесь к другому берегу. Направление движения изменяется поворотом руля. Реакция несколько замедленная, но уверенная. Скорость движения около 4 км/час. Важно, чтобы берег, к которому вы собираетесь причалить был относительно пологим. А глаза у зрителей - квадратными.
Снежная пустыня: Здесь ваши возможности определяются шириной и типом резины, а также состоянием снежного покрова. Проблему составляют плотные сугробы, высота которых превышает высоту бампера. Их приходится пробивать. Если у вас широкая резина низкого давления с развитыми грунтозацепами, то во многих случаях в этом не возникает необходимости. Вы просто проезжаете НАД ними. Машина то легкая. Иногда бывает проблема в том, чтобы забраться внутрь, если вы провалились в снег по пояс.
Примеры из практики:
Что делать, если все колесы вращаются, а автомобиль не двигается с места и некому руку подать, подтолкнуть. Если например вы попали в такую ловушку на гололеде в оттепель или всё таки умудрились засадить ЛУАЗ в болоте, то спастись достаточно просто:
«Включаю понижающую, блокировку дифференциала--никакого эффекта. Пришлось выйти из кабины. С включенной понижающей передачей, задним мостом и блокированным дифференциалом включаю стартер. Двигатель запускается. Колеса вращаются с небольшой скоростью. Машина стоит на месте. Захожу сзади и подталкиваю. Небольшая раскачка--и Луазик неторопливо побрел по дороге. Теперь можно пойти за ним и, по желанию, либо заглушить двигатель, либо сесть на ходу. Рекомендую заглушить двигатель. Тронуться с нового места гораздо легче, а садясь на ходу в гололед есть риск попасть под колесо собственного автомобиля J»
Что делать если вам ВСЕ ЖЕ УДАЛОСЬ завязнуть в грязи? Существует несколько способов из нее выбраться. Можно втроём поднять заднюю часть автомобиля и переставить колеса на твердый грунт или подложить под колеса хворост. Таким образом, можно вообще развернуть его на точке. В случае, когда испробованы все обычные средства, воспользуйтесь импровизированной лебедкой. Капроновый трос пропускается сквозь обод заднего колеса (или переднего) и завязывается петлей. Включаете блокировку дифференциала заднего моста и заднюю передачу и трос начинает наматываться на колесо. То же можно проделать используя передние колеса. В некоторых случаях это даже удобнее.
Подъем по склону 60%: Необходимо помнить, что повороты на таких склонах противопоказаны. Двигаться лучше всего на понижающей передаче и без остановок. Дело в том, что грунт под колесами может "поплыть" и машина потеряет управление. Спускаться по такому склону откровенно говоря, наверное не стоит.
Песок: Даже можно не вдаваться в подробности. Езжайте куда хотите.
Наледь: Очень смешно наблюдать в зеркало обратного вида за реакцией пассажиров сидящих на заднем сидении. Стоит грохот ломающегося под колесами льда и они смотрят в заднее стекло как сходятся в кильватерном следе льдины. Подобную картину можно было видеть в "Клубе кинопутешествий". Ну прямо тебе ледокол!
ОТЗЫВЫ С ФОРУМОВ ЛУАЗ:
>> ЛУАЗ-969М или ЛУАЗ-1302. Неоднократно наблюдал как сей микроджип лазает по абсолютному бездорожью и в такой грязи, что трудно даже представить.
Машина крайне неказиста на вид, но если в хорошем состоянии,то послужит добросовестно. Если сравнивать проходимость УАЗа и ЛУАЗа, то второй вне конкуренции,можно сравнить с некогда существовавшим мотоциклом ИЖ-49.
>> Восемь лет зажигал на ЛУАЗе. Проходимость вне конкуренции с УАЗом и Нивой. Мелиоративные канавы, болота все по колено. А если еще в машине пара человек вытащите с любого болота.
>> ЛУАЗ я видел один раз в таком месте (снег около метра!), с такой пробивной силой, что честно говоря получил настоящий шок. Вверх по склону примерно 45 грд), по целику легко. А еще видел при этом лицо водилы-никакого напряжения - само собой разумеющееся... Думаю по тому склону разве что Буран еще смог бы пройти... Я до сих пор, как вспомню, в полном ошалении...
>> Владею ЛУАЗом 7 лет. Машина бралась только для охоты. Вариант идеален с точки зрения ходовых качеств по лесу и горам. Между прочим единственная доступная модель с осевой блокировкой. Засесть можно всегда и на танке, а вот вытащить танк нельзя. В случае ЛУАЗа вы всегда сможете его вытащить даже в одиночку. Ставите пониженную перечачу, выходите из машины и толкаете, затем быстрым шагом догоняете и садитесь за руль.
Теперь холодный душ. Если вы проанализируете его изначальное предназначение - ТПК (транспортер переднего края), вам сразу все станет ясно. Если машину эксплуатировать в гражданских условиях, тоесть попытаться изъездить на нем больше одного бака бензина, то вас ждет следующее.
Машина требует постоянного ухода. Это просто ужас какой-то. Если вы не готовы примерно 20 процентов времени от проведенного времени за рулем под ней лежать - забудте про эту модель. Что касается самого ремонта, то это тоже отдельная песня. Четыре полуоси, 4 крестовины, 4 колесных редуктора, 2 редуктора мостовых, поворотные шкворни, эти грёбанные резиновые пыльники на полуосях, которые надо менять кажлый год… ну и так далее. Самое главное, если вы не гинеколог, то вы им станете. Вы должны будете залазить туда, куда руки с инструментом в принципе просунуть нельзя. В общем после первого года владения этим девайсом я кайфую во время любого ремонта своих жигулей и любого ремонта УАЗА своего друга. На одном форуме, посвященному ЛУАЗу я прочитал - ЛУАЗ - это не машина а образ жизни. От себя добавлю - это диагноз.
Дважды я был готов его подарить кому нибудь на запчасти, но злоба на все эти недоступные болты и трудноснимаемые шквони-торсионы, на это гребанное сцепление, для замены которого надо между прочим снимать двигатель, постепенно пропадает после поездки в лес. Какой кайф испытываешь, когда он едет там, где УАЗ просто отдыхает, когда прешь по болоту или по льду Байкала как на танке. Весь прикол в том, что этот невзрачный букашка до сих пор ВСЕГДА довозил меня до дома. Даже с переломанным рычагом передней подвески, после вынужденного прыжка через трещену шириной 105 (!!!) см. Конструкция автомобиля всегда позволяет имея кусок троса, лебедку и проволоку временно все прикрутить и доехать до дома. Поэтому рука не поднимается его бросить. Но если бы у меня его не было, а я бы знал все его болячки я никогда бы его не купил, я бы его даже даром не взял !!!!!!!!!!. Не берите это чудо техники, в могилу загонит он вас! Вот такие дела, будьте готовы…